В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Из содержания ч. 8 ст. 41 ранее действовавшего до 01.09.2013 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании» следовало, что образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) юридических лиц.
О праве на привлечение средств за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц косвенно говорится в ч. 5 ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.
Основной довод тех, кто считает, что родители должны помогать образовательной организации «добровольно», основывается на требованиях Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», согласно ст. 2 которого благотворительная деятельность осуществляется, в том числе в целях содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.
Между тем, ст. 4 этого Закона определено, что граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Как раз принцип добровольности и свободы выбора целей благотворительной деятельности стараются не замечать сторонники «добровольной помощи».
Образовательные организации, принимая неправомерные решения об оказании родителями так называемой «спонсорской помощи», предоставленным правом злоупотребляют. В результате этого добровольные пожертвования превращаются в принудительный сбор денежных средств.
В дошкольных и общеобразовательных организациях распространена практика привлечения денежных средств родителей обучающихся под видом
добровольных пожертвований и благотворительной деятельности на текущие нужды детских садов и школ, а именно на ремонт классных помещений и рекреаций, приобретение мебели и мягкого инвентаря, учебных принадлежностей, установку окон и на другие материальные ценности, которые должны финансироваться из бюджета.
Данные факты негативным образом могут сказываться на состоянии законности в сфере обеспечения бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Недопустимо наделять локальными правовыми актами дошкольных и общеобразовательных организаций (Положениями о родительских комитетах и собраниях, попечительских советах) полномочиями по привлечению дополнительных финансовых средств родительские комитеты, собрания и попечительские советы, поскольку Законом такое право предоставлено исключительно образовательной организации.
Родительские комитеты, реализовывая именно таким способом незаконные полномочия, собирают с родителей и иных законных представителей денежные средства на нужды образовательных организаций.
Благотворительная деятельность и добровольность пожертвований, установленная Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и регулируемая нормами гражданского и бюджетного законодательства, предусматривает внесение денежных средств на счет образовательной организации, а не их передачу из рук в руки, а материальные ценности, полученные от благотворителей за счет внесенных ими средств, подлежат постановке на балансовый учет образовательной организации.
При надлежащем финансировании мероприятий в части содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройства прилегающих к ним территорий, материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, родителям не потребуется прибегать к оказанию «добровольной помощи» образовательной организации.